креатив как бизнес: инновации в CultTech - технологии для сохранения культурного наследия

26 марта в Москве коммуникационное агентство iliveglobally совместно с интонационной компанией Startech провело конференцию «Креатив как бизнес: технологии и инновации для сохранения культурного наследия».

Программа делового мероприятия была разработана для поддержки предпринимателей, работающих над проектами в креативных индустриях, где технологии и инновации пересекаются с историко-культурным, литературным и художественным наследием, а также с IT-технологиями и прикладным творчеством.
панельная дискуссия
В рамках дискуссии представители культурных институций обсуждали опыт взаимодействия между культурой и инновациями, а также актуальные запросы на создание технологических решений. В числе спикеров были эксперты: Фекла Толстая из Tolstoy Digital, Юлия Вронская из Дома творчества Переделкино, Дарья Ковальчук из Музея русского импрессионизма и Дарья Панайотти — историк фотографии из ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Дарья Ковальчук, директор по развитию Музея русского импрессионизма
«Культурная институция адресует к CulTech такие запросы, как расширение экспозиции и предоставление новых возможностей для взаимодействия с посетителями. Это включает в себя создание, к примеру, телеграм-стикеров, использование нейросетей для создания работ на основе выставок, чат-боты, вдохновленные наследием художников и писателей, мультимедийные инсталляции и экскурсионные треки с применением новых технологий. Здесьзадача — привлечь молодую аудиторию, удержать внимание и предложить вовлекающие механики для повторных посещений. Также сегодня мы фокусируемся на внедрении технологий для массового создания тифлокомментариев к картинам для людей с ограничениями по зрению. Кроме того, крайне важно повсеместное внедрение автоматизированных сервисов для обработки типичных запросов посетителей, таких как чат-боты, аватары администраторов и внедрение CRM-систем».
Юлия Вронская, директор по развитию Дома творчества Переделкино
«Культура и бизнес могут учиться друг у друга. Мы, из культуры, часто смотрим в сторону бизнеса, особенно технологичного, и хотим научиться четким сценариям принятия решений и эффективному выстраиванию процессов. Для бизнеса важно опираться на культуру при создании практически любого продукта, так как сейчас все стремятся производить не просто товары или услуги, а продукты, наполненные смыслами и вызывающие эмоции у аудитории. Это именно то, с чем работает культура: с широким полем смыслов, созданных за много веков истории и сегодня. За свою пятилетнюю жизнь Дом творчества Переделкино поддержал более 500 авторов, художников, композиторов и переводчиков. Мы точно знаем, кто сегодня создает искусство и литературу».
Дарья Панайотти, историк фотографии, куратор ГМИИ им. А. С. Пушкина
«Зачем бизнесу и предпринимателям может быть нужно взаимодействовать с культурой и искусством — с точки зрения искусствоведа? Есть очевидный ответ на этот вопрос: статус и эксклюзивность, которые традиционно дают прикосновение к вечному, к прекрасному. Но мне хотелось бы обратить внимание на другой, более важный аспект такого взаимодействия. Искусство — сфера смыслов, а любой новой технологии, которая появляется на рынке, нужна проверка большими смыслами. Обращение к прошлому, к высоким ценностям и стандартам качества может на самом деле дать мощный стимул и подсветить как слабые места, так и наиболее оригинальные векторы развития. Мы знаем это по истории фотографии: ей довольно быстро удалось добиться качества, которое было оценено рынком, но из кризисов и стагнации ей помогало выходить именно искусство. Я бы хотела, чтобы предприниматели и разработчики видели в искусстве не только и не столько источник «красивого», сколько вместилище осмысленного».
Елена Ижойкина, основательница агентства iliveglobally
«Там, где технологические решения пересекаются с вечными ценностями, всегда возникает нечто прекрасное. Это вдохновляет. Наша конференция прошла именно так, как мы задумывали. Для представителей сферы искусства встреча стала возможностью обменяться опытом и обсудить, что еще необходимо этой сфере от технологий. Любопытно, что речь шла как о новейших технологиях, которые станут доступны в будущем, так и о практических решениях — например, об автоматизации рутинных процессов, внедрении ботов, безопасном хранении данных и других аспектах цифровизации. Эти инновации уже покорили многие индустрии и стали обыденностью, но для сферы культуры это все еще путь, который только предстоит пройти. Вывод таков: культуре нужны инициативные предприниматели, способные достичь требуемых культурой стандартов качества, а также простыми словами объяснить гуманитариям сложные технические аспекты. А культура нужна всем — для вдохновения, нахождения смысла и радости в жизни».
Лиза Тихер, партнер инновационной компании Startech.vc
«В креативных индустриях переплетаются культура, о которой мы знаем благодаря исследованиям прошлого, и инновации, которые ведут (или мчат?) нас в будущее. В партнерстве с iliveglobally мы создали площадку для диалога талантливых креаторов из разных направлений и надеемся уже в этом году показать широкой аудитории результаты их взаимодействия. Ждем вас на следующих встречах».
презентация стартапов
Следом прошла сессия презентации стартапов с проектами в индустрии CultTech. Выступили представители следующих проектов:

• Voltep — разработчик интерактивной цифровой платформы для проведения мероприятий в виртуальном трехмерном пространстве.

• ЗD Платформа — платформа для креативных индустрий, предоставляющая возможность посетить виртуальные музеи и онлайн-витрины в формате интерактивных 3D-визуализаций.

• Прогулка.FM — мобильное приложение с авторскими аудиоэкскурсиями и удобной навигацией по Санкт-Петербургу, Москве и другим городам России.
гранты в области культуры на 2025 год
Полина Савилова, глава компании DocSourcing, представила подробный доклад о мерах поддержки предпринимательства в области культуры и креатива на 2025 год.
Полина Савилова, глава компании DocSourcing
«Креативная экономика трансформирует мировую экономику, объединяя культуру, технологии и бизнес. Ее развитие зависит от поддержки образования, инфраструктуры и правовых механизмов. В России этот путь только начинается, но потенциал у нации творцов, изобретателей и экспериментаторов прекрасен».
итоги конференции
В завершение участники имели возможность для свободного общения, а также состоялся розыгрыш призов, предоставленных спикерами и магазином винила longpray. Были подведены итоги мероприятия.

Событие привлекло внимание не только предпринимателей из сферы CultTech, но и людей творческих профессий, стремящихся найти возможности для реализации своих идей в креативных индустриях.
другие публикации рубрики «хроники»